Как мальчики и девочки лучше усваивают информацию, обучаясь с помощью виртуальной реальностиhis

Как мальчики и девочки лучше усваивают информацию, обучаясь с помощью виртуальной реальности?

10.02.2020
Как мальчики и девочки лучше усваивают информацию, обучаясь с помощью виртуальной реальности?
Уже через несколько лет школьники во всем мире будут частично учиться в виртуальной среде. Надев очки виртуальной реальности, они смогут перенестись в трехмерные виртуальные места и ситуации, попасть в которые в ином случае они не смогли бы, потому что это слишком дорого, слишком опасно или просто физически невозможно.
Уже через несколько лет школьники во всем мире будут частично учиться в виртуальной среде. Надев очки виртуальной реальности, они смогут перенестись в трехмерные виртуальные места и ситуации, попасть в которые в ином случае они не смогли бы, потому что это слишком дорого, слишком опасно или просто физически невозможно. В последние несколько лет технологиявиртуальной реальности активно внедряется в сферу образования, и, согласно международным исследованиям, это приведет к революционным изменениям самого процесса обучения. 

С помощью виртуальной реальности учащиеся могут изучать клетки человеческого тела, «путешествуя» вместе с кровотоком, или «исследовать» уровень загрязнения океанов пластиком. Также они могут проводить сложные исследования с использованием дорогого лабораторного оборудования и опасных химических реагентов, просто надев очки виртуальной реальности, которые тут же создадут реалистичную и живую картину.
По некоторым данным, стоимость использования технологии виртуальной реальности в ближайшие 2-3 года станет настолько низкой, что уже к 2025 году она станет доступна примерно 15 миллионам школьников по всему миру. Этот прогноз подкрепляется огромными инвестициями в развитие технологий виртуальной реальности в образовании со стороны таких технологических гигантов как Apple, Google и Samsung.

Однако стремительное внедрение технологии виртуальной реальности в образование – явление новое и относительно неопробованное. В настоящее время в Копенгагенском университете доцент психологии Гидо Макрански исследует как, почему и при каких условиях виртуальная реальность имеет преимущества перед традиционными методами и материалами, чтобы инвестиции общества в данные технологии были максимально эффективными.

«Наши исследования показали, что тренировка конкретных навыков на симуляторах в виртуальной реальности оказывается более эффективной, чем регулярные уроки в классе или обучение при помощи компьютеров, и что такой подход больше мотивирует и вовлекает учеников в процесс, а также повышает их уверенность в собственных силах. Однако нам требуется больше информации о том, когда и как обучение на симуляторах виртуальной реальности может принести пользу, чтобы избежать бездумных инвестиций в технологии просто ради инвестирования в технологии без получения реального преимущества с точки зрения лучшей обучаемости», - говорит он.
Гидо Макрански особенно интересуется педагогическими аспектами обучения с помощью виртуальной реальности. В ходе предыдущих исследований он изучил когнитивную и эмоциональную реакцию на процесс обучения со стороны сотен школьников старших классов и студентов. Для этого он использовал электроэнцефалографию (ЭЭГ) и регистрировал кожно-гальваническую реакцию (КГР), движения глаз и выражение лица.
В ходе многочисленных исследований, которые Гидо Макрански проводил с 2014 года, он обнаружил, что в определенных ситуациях обучение при помощи виртуальной реальности сильнее вовлекает в образовательный процесс и дает лучшие результаты по сравнению с традиционными методами. Более того, последнее исследование показало, что процесс обучения у мальчиков и девочек сильно различается в зависимости от формы и внешнего вида виртуального учителя, так называемого педагогического агента.
Исследуя группу из 66 учеников седьмого и восьмого класса (половина мальчиков, половина девочек) в Датской школе науки для одаренных детей, Макрански и его коллеги обнаружили, что девочки лучше всего усваивали материал с помощью симулятора, учителем в котором выступала виртуальная молодая исследовательница по имени Мари, а мальчики лучше учились у летающего робота в форме дрона.
«Мы видим, что способность студентов ассоциировать себя с педагогическим агентом повышает качество обучения. Это дает нам потрясающую возможность сделать учебу более привлекательной. Это очень важно, ведь в средней школе заинтересованность учеников в учебе снижается. Кроме того, существует потребность повысить заинтересованность девочек в изучении точных наук. Таким образом, возможность увлечь девочек этой сферой видится исключительно привлекательной. Мы считаем, что разработчики программ для виртуальной реальности должны использовать эту информацию и создать различных педагогических агентов для разных типов учащихся», - говорит Гидо Макрански.

С другой стороны, лучшим учителем для мальчиков, принявших участие в исследовании, оказался летающий робот в форме дрона.
«Наши исследования показали, что мальчики лучше всего концентрируются на задании, когда виртуальным учителем выступает необычный наставник, например, робот или дрон. Мы также видим, что педагогические агенты такого типа оказываются более эффективными для обучения мальчиков. Возможно, причина кроется в том, что они олицетворяют некоторые качества супер-героев, столь привлекательные для мальчиков, и потому что они похожи на персонажей, с которыми мальчики привыкли иметь дело в компьютерных играх», - рассказал Гидо Макрански.

Изучение других аспектов обучения с помощью виртуальной реальности

Чем младше учащиеся, тем более важно для них доверять своему виртуальному учителю. Например, обучаемость студентов не улучшилась благодаря использованию персонажа, который напоминал им себя. Однако возможность видеть себя в образе наставника оказалась исключительно важной для учеников средней школы.
Гидо Макрански уверен, что существует множество вопросов касательно обучения с помощью виртуальной реальности, на которые пока еще нет ответов. В настоящее время он занят проектом, финансируемым Датским фондом инноваций, в рамках которого он и его исследовательская группа на базе Лаборатории виртуального обучения Копенгагенского университета изучают ряд других аспектов, связанных с тем, когда школам лучше вводить обучение с использованием виртуальной реальности и как разработать симуляторы, которые действительно повысят качество обучения и хорошо подойдут для работы в классе.