empty basket
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку «В корзину».
Перейти в каталог
empty delayed
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар
и нажмите кнопку
Перейти в каталог
Заказать звонок
г. Москва, Ракетный бульвар, д. 16, оф. 14.1, БЦ "Алексеевская Башня"
Войти
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности
Производитель интерактивного оборудования
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Интерактивная сенсорная панель в ФГБОУ ВО «ОмГМУ» Минздрава России - обзорная статья

6 апр 2023
#Интерактивное оборудование
Специалисты Омского государственного медицинского университета подготовили обзорную статью об использовании интерактивных панелей EDFLAT в процессе обучения студентов ВУЗа.
Аннотация: Статья посвящена проблеме организации обучения студентов в медицинских вузах для возможности получения комплексных и актуальных знаний. Цель статьи: поделиться опытом и взглядами на формирование новой образовательной среды в ОмГМУ. Исследование проводилось на основе методов ретроспективного и теоретического анализа, обобщения положений педагогической науки. С этой целью актуализируются теоретические положения и практические наработки о необходимости использования современных информационных технологий. В статье проанализированы сущность и содержание использования интерактивной сенсорной панели в учебном процессе. Предложены варианты применения в различных формах организации занятий. Авторы приходят к выводу, что полученные результаты могут быть использованы в практике деятельности различных учреждений с целью повышения уровня профессиональной подготовки участников образовательного процесса.

Ключевые слова: интерактивная сенсорная панель, студенты медицинского вуза, информационные и коммуникационные технологии, учебный процесс.

Дата поступления статьи: 21 августа 2022 г.

Для цитирования: Авдеев Д. Б., Лонская Л. В., Малютина Т. В. (2022) Интерактивная сенсорная панель в ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, с. 166–173. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.19.

Введение

Сегодняшний потребитель медицинских услуг стремится стать равноправным субъектом взаимоотношений в системе здравоохранения и получать медицинскую помощь на таком уровне, который отвечает высоким мировым стандартам, основанным на современных технологических новшествах и материалах, эффективных технологиях социальных взаимодействий с агентами института здравоохранения, медицинскими работниками (Ловелле, 1991). На основании обозначенных В. А. Авериным и Л. В. Лонской особенностей личности и учебной деятельности студентов медицинского вуза констатируем, что профессиональная деятельность специалиста с медицинским образованием весьма разнообразна (Лонская, 2013). В частности, она связана с постоянной необходимостью прогнозировать и планировать различные аспекты медицинской деятельности, в том числе: организацию деятельности соответствующего звена медицинской службы; совершенствование и внедрение новых методов лечения; высокоэффективное использование медицинского оборудования и др. Постепенное наполнение медицинских учреждений современным техническим оборудованием, информатизация процесса сбора данных о больном, необходимость принятия врачом решений в экстремальных ситуациях (неотложные состояния больного), оказание медицинской помощи личному составу войск и гражданскому населению в мирное время в районах чрезвычайных ситуаций (военные врачи), организация медицинской помощи – все это решается более эффективно при использовании информационных технологий. Цель статьи: поде-литься опытом и взглядами на формирование новой образовательной среды в ОмГМУ.

Методы

Исследование проводилось на основе методов ретроспективного и теоретического анализа, обобщения положений педагогической науки. С этой целью актуализируются теоретические положения и практические наработки о необходимости использования современных информационных технологий.

В настоящее время необходимо готовить студента не просто как носителя информации, а как личность, способную воспринимать, анализировать ее и адаптироваться к тем реалиям, в которых он живет. В связи с этим профессиональная подготовка в высшей школе нуждается в новой ориентации образовательного процесса, связанного с использованием современных образовательных технологий, в том числе на базе информационных технологий. Одна из ведущих тенденций современного образования состоит в переходе его на высокий технологический уровень. Это выражается в активном внедрении средств информационных технологий в сферу образовательной деятельности (Кудрявая и др., 2001). Удовлетворение образовательных потребностей служит предпосылкой высокой эффективности обучения, если информационная основа обучения соотнесена с ее конечными целями, взвешена на весах ее полезности и важности для будущей профессиональной деятельности и отвечает основным требованиям дидактики. В сложившейся ситуации одной из основных задач современной высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста, готового к продуктивной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющего технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач. Вузы, как считает В. С. Леднёв, заинтересованы в каче-ственной подготовке своих выпускников, в создании информационно-технологической среды, обеспечивающей решение образовательных, научно-исследовательских и других задач на уровне современных требований, в осуществлении системного внедрения информационных технологий во все виды и формы организации образовательного процесса (Акулова и др., 2006).

И. В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). Исследователем обозначены средства современных информационных и коммуникационных технологий (Роберт, 2010). Основная цель информационного обеспечения – опережающее отражение профессионально-педагогической деятельности, обеспечение всех потенциальных информационных потребностей субъектов образовательного процесса необходимой информацией. Информационное сопровождение образовательного процесса определяется как «социально, педагогически и технически организованная целостность, в рамках которой протекает информационно-педагогическая деятельность, заключающаяся в сборе, обработке (аналитико-синтетической), хранении и поиске профессионально значимой информации; предоставлении этой информации всем субъектам образовательного процесса в соответствующее время и в удобной для них форме» (Дмитриев, Серёжкина, 2006).

В системе высшего профессионального медицинского образования совокупность методов и средств обучения студентов при организации образовательного процесса не может быть слу-чайной. Она должна охватывать те виды профессиональной деятельности, к которым готовят врача. В результате полученных знаний, умений и опыта специалист должен соответствовать социальному заказу. В связи с этим преподавателей, осуществляющих профессионально-педагогическую деятельность в медицинском вузе, необходимо обучать осуществлять отбор и организацию учебного материала, внедрять профессионально ориентированные технологии, целена-правленно использовать современные достижения в области аудиовизуальной и компьютерной техники и т. д. В новой образовательной среде преподаватель должен стать своего рода «гидом», выступая связующим звеном между «информационным полем» и «обучающимся» (Сериков, 2005). Все это определяет новые функции преподавателя, заставляет его по-другому выстраивать свою педагогическую траекторию.

Результаты

В статье проанализированы сущность и содержание использования интерактивной сенсорной панели в учебном процессе. Предложены варианты применения в различных формах организации занятий.

Вопрос современной организации обучения студентов в медицинских вузах для возможности получения комплексных и актуальных знаний в нашем быстро меняющемся мире всегда был безусловно важным. Современный технологический мир ждет от нас новых соответствующих решений и подходов – к такому выводу пришел коллектив нашей кафедры (Мальцева, 2019; Один-цова, 2013; Семёнова и др., 2016; Семёнова и др. 2017; Степанов и др., 2018). Мы хотим поделиться своим опытом и взглядами на формирование новой образовательной среды на нашей кафедре.

К началу нынешнего учебного года (2021/2022) на кафедру гистологии, цитологии и эмбри-ологии ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России поступили интерактивные сенсорные панели в учебные практикумы. Нам важно рассказать обо всем многообразии функционала этой системы в интересах реализации широкого спектра возможностей при обучении.

На этапе выбора диагонали мы обращали внимание на размер учебной комнаты (размер экрана, дюймы на расстояние от экрана, в метрах), и в результате преподаватели остановились на интерактивной панели размером 65 дюймов.

Для сверхвысокой четкости гистологических картинок в крупных помещениях выбрали разрешение 4K UHD (3840x2160 @60Гц) и угол обзора 178°, с антибликовым покрытием и закаленным стеклом, что позволяет наглядно и удобно смотреть на излагаемый материал всей группой из разных мест комнаты (рис. 1).

Встроены две базы:Windows 10 и Android 8.0 (приложения: доступ к установленным под Android приложениям). На передней панели есть следующие выходы: HDMI 2.0 in*1, USB 3.0 (TypeA)*3 (для Android и ОПС), Type C*1, Touch USB 2.0 (Type A)*1, а на задней панели DP 1.2 in*1, HDMI 2.0 in*1, VGAin*1, VGAAudioin*1(3.5mm), AV in*1, RJ45 in*1, Type-C*1 (передача 4К видео), TouchUSB 2.0 (TypeA)*1, PublicUSB 3.0 (TypeA)*2 (для Android и ОПС), USB 2.0 (TypeA)*1 (для Android), HDMI 2.0 out*1, RJ45 out*1, Spdifout(Optical)*1, Headphone out*1(3.5mm), RS232*1, Wi-Fi antenna*3, что позволяет подключать и работать с любыми устройствами. Немаловажно то, что встроена функция одновременного письма, и есть возможность совершать на экранеодновременно до 32 – для Windows, и до 20 – для Android точек касания.


 


Можно рисовать и делать отметки на фотографиях, в презентациях и в других приложениях с помощью двух стилусов, пальцев, а также стирать с помощью специальных функций на панели или ладонью. Имеется пульт дистанционного управления. Все это повышает эффективность обучения (рис. 2).
Встроенная камера с регулировкой угла наклона и российский интерфейс позволяет прово-дить учебные занятия, конференции и научные кружки. Также в онлайн-режиме из любой точки мира через микроскоп можно выводить видеоизображение на интерактивную панель и проводить дискуссии на интересующие вопросы со специалистами различных организаций для целой группы студентов. Есть возможность транслировать на экран изображения, писать и делиться файлами из любой точки помещения. Функция «разделение на два экрана» позволяет работать сразу двум обучающимся в разных программах, а интерактивное ПО «Белая доска» создано для аннотаций, письма и рисования. 

Системный помощник – всплывающее меню для быстрого доступа к часто используемым приложениям и функционалу. Можно переместить его в любую часть экрана для удобства про-смотра. Также настроить до пяти приложений или функций, которые можно быстро открывать / запускать непосредственно с рабочего стола Android. Кроме того, для удобства работы имеется активная боковая панель (рис. 3).
Удобная в использовании настраиваемая функция включения и выключения интерактивной панели с помощью таймера.
Установлена программа Aperio Image Scope для просмотра слайдов с гистологическими препаратами. Обучающиеся получали быстрый доступ к четким, полноцветным цифровым картинкам, для которых можно регулировать масштабирование и аннотировать интересующие области, а также выполнять анализ изображений. С помощью программы LightShot, которую тоже установили для создания скриншотов, студенты сохраняют себе интересующие области (рис. 4).

Не менее интересная программа EShare установлена специально под наши цели и задачи. Она позволяет одновременно выводить на интерактивную панель изображения с 9 гаджетов (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т. д.). Демонстрация преподавателям своих отснятых гистологических картинок или видео с устройств обучающихся на интерактивную панель через промежуточный сервер (Wi-Fi), с отключенным мобильным Интернетом, позволяет обу-чающимся не отвлекаться, когда к ним приходят различные сообщения из социальных сетей. Студенты показывают снимки, сделанные через микроскоп. Затем могут ставить пометки как сами обучающиеся со своего устройства, так и преподаватель с интерактивной панели (рис. 5, 6).

  
 

Специальные насадки для микроскопа, которые позволяют крепить смартфоны к окуляру, делают анализ препаратов удобным и наглядным. У каждого студента создается своя база гисто-логических препаратов, что помогает не только находить интересующие области, но и встраивать знания в систему, а это уже формирование навыка, важного не только в обучении и при подготовке к экзамену, но и для дальнейшей профессиональной деятельности (рис. 7–10).

На интерактивной панели также можно сразу работать на образовательном портале ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России. 

Для подготовки к диагностическому занятию и к экзамену создана база гистологических фотопрепаратов по всем темам: располагается она в Google Диск. С базой можно работать и на занятиях (рис. 11).

На интерактивную панель установлен голосовой помощник «Алиса» для выключения системы, открывания сайтов, быстрого запуска программы, а в дальнейшем для других возможностей в помощь и преподавателям, и студентам. 

Благодаря приобретенным интерактивным системам работа научного кружка в настоящее время проходит более активно и продуктивно. Например, можно рассматривать структуру, допустим, ядрышкового аппарата нейронов сразу группой студентов с отметками интересующих областей (рис. 12), (Дмитриев, Серёжкина, 2006).


Выводы

Авторы приходят к выводу, что полученные результаты могут быть использованы в практике деятельности различных учреждений с целью повышения уровня профессиональной подготовки участников образовательного процесса. 

С радостью отмечаем, что у учеников появился еще больший интерес к предмету, стремление к пониманию и самообразованию в нашей дисциплине. Они тоже активно включились в изучение и предлагают попробовать различные приложения для совершенствования учебного процесса.